Иммиграция

И в текущем пятилетии помощь нефтеэкспортирующих арабских государств и другие поступления извне будут служить основным источником (до 75%) осуществления запланированных капиталовложений. Расплачиваться за это приходится ростом внешнего государственного долга, составившего на конец 1983 г. 1,36 млрд. долл.
Попытки изыскать дополнительные внутренние финансовые резервы путем повышения налогов и таможенных тарифов, выпуска внутренних займов экономического развития (на сумму 150 млн. дин.) едва ли могут оказаться действенными настолько, чтобы позволить снизить объем финансовых поступлений из-за рубежа. Они неизбежно ведут к новому скачку в росте внутренней государственной задолженности.
Другой «головной болью» иорданской экономики является проблема рабочей силы. Уже первая пятилетка выявила острую нехватку квалифицированных рабочих рук. Возможность заработать в странах Персидского залива привела к тому, что ежегодно до 10 тыс. иорданцев покидают родину, чтобы попытать счастья в нефтяном Эльдорадо. Среди тех, кто устремился на заработки в «богатые» страны Аравии, представители самых различных специальностей и профессий— от рабочих до врачей, инженеров и университетских преподавателей. Власти консервативных аравийских государств гораздо охотнее, чем перед жителями других стран арабского мира, открывают двери своих стран перед иорданцами, поскольку видят в них представителей умеренного монархического государства, которые не станут вносить смуту во внутриполитическую жизнь и государственное устройство феодально-монархических стран. К тому же иорданцы в основной своей массе отличаются достаточно высоким уровнем образования и квалификации, что позволяет местным властям нанимать их на сложные инженерно-технические работы, выплачивая гораздо меньшую по сравнению с европейскими или американскими инженерами заработную плату.
Чтобы компенсировать отток трудоспособных лиц, правительство вынуждено поощрять иммиграцию в страну иностранных рабочих, число которых к 1983 г. составило около 120 тыс. человек. Однако они ни в количественном, ни в качественном отношениях не могут заменить уехавших, ибо в своей массе не являются квалифицированными и составляют менее трети эмигрировавших иорданских граждан (на начало 80-х годов было зарегистрировано более 350 тыс. эмигрантов). Иорданское руководство вынуждено мириться с подобной ситуацией, так как валютные переводы работающих за рубежом иорданцев своим родственникам составляют внушительную сумму, от которой страна не может позволить себе отказаться. Денежные переводы иорданцев, работающих в нефтедобывающих государствах Персидского залива, превысили в начале 80-х годов 1 млрд. долл.