Экономические изменения

Как видно, государство стремится интенсифицировать сельское хозяйство, наступая по разным направлениям, которые ведут к одной, правда весьма отдаленной, цели — самообеспечению продовольствием и сырьем. Между тем достижение такой цели тесно связано с внедрением в сельское хозяйство индустриальных методов, что предполагает также перестройку психологии крестьянства, поколениями придерживавшегося дедовской агротехники.
Однако иорданской деревне крайне трудно добиться согласованного решения всех этих проблем. Сам сельский капитализм, еще не освободившийся полностью от феодальных пережитков, сдерживает социальный и технический прогресс. Сельские предприниматели в первую очередь ориентируются на собственные интересы и не очень склонны увязывать свою деятельность с национальными потребностями. Государство же, не принимающее непосредственного участия в производстве, имеет в основном лишь косвенные рычаги воздействия на сельскую экономику и не может без ломки традиционной системы землевладения и землепользования и всего устоявшегося комплекса аграрных отношений реализовать свои замыслы в кратчайшие сроки и безболезненным путем.
Эти и иные обстоятельства в разной мере обусловливают замедленное становление современного сельского хозяйства, отдаляют время обретения им черт высокопроизводительной отрасли национальной экономики.
Изменения в структуре национальной экономики, происшедшие за последние десятилетия, говорят о том, что Иордания все больше утверждается как страна, имеющая индустриально-аграрный характер. Ныне она благодаря достижениям в промышленности и сдвигам, осуществленным в сельском хозяйстве, отличается от той Иордании, которая веками сохраняла неизменный облик. Свой вклад в создание новой Иордании вносит и модернизация средств сообщения и транспортной системы. Географическое положение страны и историческая ориентированность ее связей способствовали развитию транспортной сети преимущественно в восточной и западной частях. Однако создание в 1948 г. Государства Израиль и оккупация им в 1967 г. Западного берега вынудили Иорданию к созданию новых транспортных узлов и артерий, развернутых в северном и южном направлениях.