Финансовая помощь Иордании

С целью покрытия дефицита платежного баланса Иордания вынуждена обращаться за средствами к внешним источникам накопления, причем такая политика проводится в течение весьма длительного времени. Еще в апреле 1955 г. иорданский парламент принял закон «О поощрении иностранных капиталовложений», согласно которому на зарубежные компании, вкладывающие средства в экономику Иордании, распространялись все привилегии и права, предоставляемые национальному капиталу.
До сравнительно недавнего времени — начала 70-х годов— дефицит торгового и платежного балансов Иордании покрывался почти исключительно американскими и английскими кредитами и займами, помощью со стороны ООН, платежами иностранных дипломатических миссий и сборами за транзит саудовской нефти через иорданскую территорию. Однако «помощь» эта в лучшем случае лишь поддерживала достигнутый к тому времени уровень развития национальной экономики и не создавала возможностей для ее реального подъема.
После повышения мировых цен на нефть в 1973— 1974 гг. финансовая помощь Иордании со стороны арабских нефтедобывающих стран Персидского залива резко увеличилась. Если ранее она носила спорадический характер, то с середины 70-х годов помощь стала приобретать черты постоянной, существенно превосходя поступления по прежним каналам. Уже в 1974 г. займы и кредиты этих арабских стран превысили 40 млн. дин., что составило более 65% всех полученных Иорданией от зарубежных государств средств. К 1980 г. объем помощи возрос уже почти в 6 раз, достигнув примерно 230 млн. дин., т. е. свыше 90% зарубежных субсидий, полученных страной. В результате в настоящее время все сколько-нибудь значительные экономические проекты и долгосрочные программы социально-экономического развития Иордании опираются на арабские нефтедоллары, составляющие основу финансового благополучия страны.